«На 75% наша аудитория — это слышащие люди»: интервью с директором театра «Недослов»
В интернете продолжается VI сезон фестиваля Onlife iDEA Fest, который в этот раз посвящен инклюзивным постановкам и проходит при поддержке VK. На фестивале представлены спектакли по произведениям Пушкина с участием актеров с нарушениями слуха. Они сопровождаются как жестовым языком, так и звуковым сопровождением с участием профессиональных дикторов, поэтому доступны для всех категорий зрителей.
О теме инклюзивности, поиске финансирования для негосударственного театра и интересе слышащих людей к постановкам на жестовом языке мы поговорили с Сергеем Бидным, директором театра «Недослов», актеры которого принимают участие в фестивале.
Вы начинали свой путь в театральном мире как актер. Когда пришло желание перейти в директорское кресло?
Я окончил театральный факультет Саратовской Государственной Консерватории им. Л.В. Собинова в 2003 году.
Стоит отметить, что отучившись на актера, я потом 12 лет не работал в театре. Вернее, сразу после окончания театрального факультета в Саратове я перебрался в Москву и несколько лет проработал как приглашенный артист в нескольких театрах. Но потом родилась дочь, и я перешел в коммерческую деятельность, долгое время работал в ивент-агентствах. Начинал с аниматора и прошел путь до креативного директора и владельца собственного агентства. И, конечно, совсем не ожидал, что вернусь снова в театр, тем более с точки зрения управленца.
Получилось это во многом случайно. Году в 2014 у меня случился экзистенциальный кризис, и я понял, что не хочу больше заниматься корпоративами. Меня перестало это заводить эмоционально, и я находился в состоянии поиска куда приложить свои силы.
А моя супруга преподает танец и пластику в Российской государственной специализированной академии искусств. Я за этим, конечно, всегда наблюдал с интересом, но как бы со стороны. В какой-то момент супруга пришла домой и сказала, что у них полностью меняется административное руководство в театре, и предложила мне попробовать свои силы. На тот момент театр был творческим проектом, но, как это часто бывает, с довольно бессистемным подходом, с отсутствием бюджета. И я очень рад, что моя экспертиза, мой опыт управления помогли создать постоянно действующую труппу, постоянный и разнообразный репертуар и относительно финансово успешный театр.
Что такое инклюзия для вас в разрезе театра?
На этом вопросе спотыкаются многие, и инклюзивные коллективы ставят перед собой разные задачи. Могу сказать, что для театра «Недослов» нет задачи как-то «занять» и социализировать актеров, потому что они все профессионалы, все выпускники разных лет Российской государственной специализированной академии искусств.
В случае нашего театра инклюзия возникает больше, наверное, у зрителей. Когда зрители, и глухие, и слышащие комфортно чувствуют себя в совместном пространстве и одинаково реагируют на то, что мы делаем. Поскольку у нас постановки идут на жестовом языке, но с дикторской озвучкой.
Кроме того, сам наш коллектив инклюзивный. В нем слабослышащие и глухие актеры, но постановочная группа, администрация состоят из слышащих сотрудников. В этом смысле мы создаем творческий продукт все вместе, и это тоже своего рода инклюзия.
Кто является зрителем театра «Недослов»?
На 75% это слышащие люди. Которые любят театр и нашли для себя то, что они не находят в других театрах.
Во-первых, это искренность и живость. Как студенческие спектакли иногда любят смотреть потому, что они живые. И вот к нам тоже идут зрители не те, которые «выгуливают» меха, а которые любят живой театр.
Во-вторых, некая театральность происходящего. Жестовый язык создает определенную интересную пластическую форму.
Глухие люди ходят к нам в меньшей степени, потому что, в принципе, глухим всегда был театр недоступен, и опция театра для них не очень понятна. Причем как для взрослых, которые воспитались в Советском Союзе, так и для современных детей.
В целом, в нашем репертуаре есть разные спектакли на совершенно разную аудиторию. Есть классические драматические спектакли «Господа Головлевы», «Утиная охота», «Любовь и голуби». Есть музыкальные спектакли, которые привлекают молодёжь. Причем музыкальные спектакли тоже очень разные. У нас много лет шел с успехом спектакль «О тебе», построенный на русском роке. Жанр жестовой песни, когда актеры поют руками - это пластика, это танцы, и в этом есть еще и некий особый эффект на зрителя, это выглядит потрясающе. Есть спектакли по военным песням, есть музыкальные детские спектакли.
Поэтому мы не фокусируемся, не выбираем для себя какую-то определенную целевую аудиторию. В этом смысле «Недослов» он для всех.
Вы негосударственный театр, на какие возможности вы существуете?
Когда я пришел в театр, оборот в год был около 80 тысяч рублей, т.е. фактически нулевой. Первым делом я начал готовить грантовые заявки и рекомендую этот инструмент, особенно тем, кто только начинает. Поскольку он довольно понятный и прозрачный.
Тем не менее работать только с одним инструментом и опираться только на гранты нельзя. Сегодня они могут быть, а завтра по тем или иным причинам — нет.
Поэтому сейчас у нас гранты остались, но я на них не делаю акцент. Использую как подспорье на конкретные проекты, когда понимаю, что они подходят именно под грант.
Сейчас у нас два основных источника дохода. Первый — это продажи билетов, как и у любого другого нормального театра. Второй — гастроли. И также есть поддержка спонсоров. Например, недавно один из спонсоров подарил дорогостоящее оборудование — современные слуховые аппараты для актеров.
В вашем театре существует множество кросс-культурных проектов, расскажите немного о них.
Наша задача сделать культуру доступной для всех, а культура - это не только театр. Есть несколько направлений, по которым мы работаем. Например, много работаем с музеями. Сейчас в музеях Достоевского, Чехова, Лермонтова можно попросить планшет и пройтись по экспозиции, где в приложении будет запись наших актеров на жестовом языке, которые расскажут про экспонаты и проведут экскурсию. Сотрудничаем с организаторами концертов, фестивалей, например, VK Fest и Яндекс+Дача, которые переводят в прямом эфире на жестовый язык песни выступающих артистов. С режиссерами фильмов сотрудничаем, поскольку считаем, что глухих персонажей в фильмах должны играть глухие актеры.